Матрица манипулирования рассматривается в книге «Покупатель на крючке» с помощью нее можно понять отвечает ли ваш бизнес этическим нормам. Купили бы вы свой продукт, который предлагаете потребителям? Поможет ли он заметно улучшить жизнь людей? Хорошо если это будет критерием для большинства предпринимателей.
Содержание
Этично ли манипулировать клиентами?
Манипулирование — действия, направленные на изменение поведения. Это основной метод в продвижении продукта. Потребителей ведут к нужным действиям с помощью рекламы. Обещают лучшую жизнь, навязывая свои идеи, давя на боли и потребности клиента. Но согласитесь, можно формировать привычки пользователей из добрых побуждений и манипулирование не всегда плохо.
Подпишитесь на мой канал в Яндекс.Дзен. И читайте информацию по развитию бизнеса, инвестициям и саморазвитию.
Только не всегда понятна эта грань, когда манипулирование хорошо, а когда плохо. Кто решает что этично, а что нет?
Например:
- навязчивая реклама
- зависимость от видео и онлайн игр
- зависание в социальных сетях
- система по управлению питанием
- различные инфотренинги
Читайте статью: Кто такие инфоцыгане и как они манипулируют людьми. (откроется в новой вкладке).
В связи с ростом персональных устройств, и их вмешательство в нашу жизнь, некоторые представители отрасли предлагают создать этический кодекс поведения. Другие не соглашаются с ними. Например, Крис Ноддер, автор книги Evil by Design, пишет: «Вполне нормально обманывать людей, если это в их интересах или если они дали явное согласие на то, чтобы быть обманутыми в рамках стратегии, предполагающей вмешательство в их жизнь».
Рассмотрим этическую матрицу манипулирования, по мнению авторов книги «Покупатель на крючке. Руководство по созданию продуктов, формирующих привычки» Нир Эяль и Райан Хувер.
Матрица верна для продуктов, вызывающих привыкание, а не товаров разового потребления.
Матрицы манипулирования включает четыре типа
«Помощник»
Создавая продукт вы уверены, что использовали бы его сами и он сделает жизнь других лучше. Вы помогаете сформировать здоровую привычку.
Важно: только Вы решаете, стали бы действительно использовать продукт и что означает фраза «заметно улучшает жизнь пользователя».
Главное не хитрить. Формируя привычку у другого человека, нельзя отнести себя к категории «помощник», если сам не сталкиваешься с проблемой, которую пытаешься решить. Роль «помощника» означает выполнение моральных обязательств перед обществом.
«Лоточник»
Данный вид продукта обычно нежизнеспособен. Создатели таких продуктов вроде бы настроены изменить жизнь потребителей, но признаются, что сами не стали бы пользоваться своими творениями. Сюда обычно относятся приложения для занятия спортом, благотворительные сайты и другие продукты, заявляющие о внезапном превращении тяжелой работы в удовольствие. Но самое распространенная деятельность «лоточника» — это реклама.
Разработчики убеждают себя, что рекламные кампании, которые они делают полюбит потребитель. Что их видеоролики станут вирусными, а мобильные приложения будут использоваться ежедневно. Но сами они забывают спросить себя: «Я сам посчитал бы это полезным?» Часто проект «лоточника» означает пустую трату времени и оканчивается неудачей, так как разработчики не понимают свою аудиторию.
«Шоумен»
Иногда разработчики продукта просто хотят развлечься. Если они сами готовы пользоваться технологией, способной вызывать зависимость клиента, но не ставят целью улучшение жизни других людей, они создают развлекательный продукт. Но искусство часто мимолетно: продукты развлекательного характера, вызывающие привыкание довольно, быстро уходят из жизни людей.
Строить бизнес на эфемерных желаниях — тоже самое, что бежать по непрерывно движущейся беговой дорожке: приходится постоянно соответствовать изменчивым потребностям людей. Постоянно должно создаваться достаточное количество новинок.
«Наркодилер»
Создание продукта, который не улучшает жизнь потребителя, по мнению разработчика и не будет использоваться им самим, называется эксплуатацией. В таком случае производитель подсаживает пользователя на крючок только ради денег. Но долгосрочного успеха добиться шансов мало, а также можно оказаться в сомнительном положении.
Матрица манипулирования поможет разработчикам сознавать последствия использования созданных ими продуктов. И с большей вероятностью задумываться о том стоит их детище затраченных усилий. Если продукт улучшает жизнь людей, а в первую очередь самого создателя, то непременно нужно его развивать и проталкивать вперед.
Если вы хотите подробнее изучить книгу «Покупатель на крючке. Руководство по созданию продуктов, формирующих привычки» авторы Нир Эяль и Райан Хувер. Вы можете приобрести книгу в бумажном переплете на OZON.RU, в электронном варианте на litres.ru